7-я сторона света Виталия Сундакова
Профессиональный путешественник, неутомимый исследователь первобытных племен, магических культур и закрытых религиозных сообществ, создатель музея «Славянский Кремль», инструктор по рукопашному бою, действительный член Русского географического общества. И это еще не все о нем…
Индейцы уичоли дали ему имя Шикиаками, что значит Сын земли и солнца. Он руководитель экспедиции ассоциации «Всемирные географические исследования», президент фонда Русских экспедиций, основатель специального центра «Обитель нагов» в Камбодже, где проходят уникальные тренинги по выживанию в экстремальных условиях и познанию самих себя. Его зовут Виталий Сундаков.
Виталий, существуют ли сегодня колыбельные цивилизации?
На земле насчитывается 40 тысяч племен, и планета принадлежит именно им. Они – хозяева гор, пустынь, океанов, а не те, что живут в мегаполисах и обмениваются между собой информацией. Когда нас всех не станет, когда мы заиграемся и уничтожим друг друга, человечество на земле сохранится благодаря именно этим племенам. С них начнутся новые цивилизации. Корнями являются именно они. У них есть миссия планетарного масштаба – показать иные формы бытия. Например, в космогонии индейцев уичоли существует не четыре, а семь сторон света. Помимо известных нам, есть направления «вверх», «вниз» и «внутрь себя». Жизнь этих племен или цивилизаций устроена в гармонии с природой.
Но мы уже не в колыбели, и есть чувство, что что-то потеряли?
Я был недавно на экологическом фестивале, где выходили на сцену люди, обличенные властью, и говорили, видимо, ради красного словца следующую фразу: «Мы не наследуем землю у своих предков, мы берем ее взаймы у своих потомков». Фраза, конечно, красивая, но бестолковая. Потому что если мы ничего не берем у своих предков, значит, мы ничего не даем и своим потомкам.
Территория современной России за несколько тысяч лет до принятия христианства была целостной, гармоничной, как дерево от корней до кроны. Но со временем наши корни подрубались один за другим: древнеславянское копное право было заменено на римское, славянский календарь на григорианский, Кирилл и Мефодий почти уничтожили славянскую азбуку, превратив ее из образной в безо́бразную или в безобра́зную. Затем Петр I заставил мужчин сбривать бороды. А борода – Бо(г)-Ра-да(л) – это ни много ни мало антропологический признак расы: у 2/3 мужчин нашей планеты борода вообще не растет. Потому люди и шли на костер, отказываясь «скоблить лицо железом», а не по каким-то соображениям моды.
Так распалась патриархальная семья, так страна перестала быть аграрной. И один из последних актов – удаление графы о национальности из наших паспортов. Понятно, что особую роль сыграло принятие христианства на Руси – религии с совсем другим мировоззрением, совсем другой шкалой морально-нравственных ценностей. И из героев и победителей мы превратились в жертв и мучеников. Нация – Даждьбожьи внуки, Сварожьи дети – вдруг стала нацией рабов Божьих. Эта ломка мировоззрения и стереотипов разрушила корневую основу.
Если все стремится к глобализации, не закономерность ли это?
Все стремится туда, куда направляются стремления. Мы и реки вспять поворачивали, хотя во всех ведических и канонических текстах, в том числе и древнеегипетских, на последних судилищах каждому предстоит ответить, не преграждал ли ты путь бегущей воде.
Мы меняем данные нам от рождения возможности и способности на примитивные технологии и гаджеты, считая, что при этом эволюционируем. Мы создали очень быстрые автомобили, чтобы фактически ездить по Москве со скоростью телеги. Мы осведомлены обо всем на свете, но ничего толком не знаем на уровне мастера. Но при этом питаемся иллюзией, что становимся умнее, эффективнее, качественнее. На самом деле примитивизм, серость, банальность и поверхностность – основные качества большинства современных людей.
Выходит, нам и надеяться не на кого?
Можно говорить только за себя. Если перестаешь говорить «мы» и начинаешь говорить «я», то начинаешь получать по собственным знаниям, возможностям, мечтам, целям и ценностям. Как только отождествляешь себя с «мы», становишься винтиком, шурупом, декорацией, массовкой. Ты один приходишь в этот мир, один уходишь, ты – бог, демиург, творец, личность, гражданин.
А каково место и значение личности в колыбельной цивилизации?
В колыбельных цивилизациях в бой идет первым, ест последним, имеет меньше всего имущества и привилегий вождь. Но в нашем сообществе чем больше у тебя костылей в виде машин, гаджетов, вещей, чем большее количество людей тебя обслуживает, тем ты круче. Вообще о предметах и людях мы судим по вершкам и изучаем вершки, а не корешки. Мы придаем очень большое значение социальному статусу, цифрам на личном счете, не поинтересовавшись корнями – какого человек роду-племени, здоровы ли его родители, родители родителей.
То есть искать место в жизни нужно исходя из того, кем были и где жили твои предки?
Профориентация издревле определялась кастой, к которой принадлежали предки человека. На капищах и в алтарях у жрецов существовали родовые книги, в которых были описаны десять поколений предков. До сих пор существует поговорка «на роду написано». И где теперь эти родовые книги? Как вам теперь узнать, к чему вы предрасположены? Каковы ваши исконные навыки? Кто вы: хороший воин, управленец или творческая личность? Ведь человек, когда понимает что-то о себе, получает и возможность выбирать не рефлекторно, но сознательно.
Если говорить о масштабах страны, есть ли возможность у России возродиться?
Прежде всего, у россиян есть такая возможность, а не у России. Россия не может быть другой, если в ней будут те же люди, с теми же убеждениями и взглядами. Я стараюсь жить так, чтобы не зависеть ни от кого. Я сам строю свою родину, у меня свое дело, свои друзья, своя семья, свои интересы. Все, что не запрещено, – разрешено. И этого «разрешено» так много, что и десятая доля не освоена. Мы еще в этих свободах себя не реализовали, а уже требуем новых. Я предлагаю не искать причины, но искать способы. Самое лучшее, что мы можем делать, – перестать быть виртуальными и общими, а стать частными и предметными. То есть упорядочить свою жизнь и стать наконец порядочными людьми, а не рефлексировать по поводу происходящего вокруг.
Одно из направлений вашей деятельности – тренинги, помогающие познать себя. Как это происходит?
Я помогаю человеку перестать быть рефлекторным, стать наконец самостоятельным, построить свою судьбу такой, какой он хочет, чтобы она была. Прежде всего он должен понять, какой он есть, что в него привнесено, откуда, зачем и как. То есть сначала разобрать себя до кирпичика, а затем сложить ту архитектуру, которая для него привлекательна, обнаружить себя настоящего. Только после того, как начнешь понимать, чего ты действительно хочешь и на что способен, станешь настоящим. Люди разбуженные, как я их называю, или осознанные, желая счастья, понимают, что это такое. Или если хотят любви, думают о достатке, понимают, сколько именно им нужно, сколько достаточно, а где начинается сверхдостаток, который усложняет жизнь.
Мы все сегодня говорим на птичьем языке: говорим одно, делаем другое, а думаем третье. Причем тот, кто нас слушает, понимает совсем не то, что мы говорим, потому что устойчивые образы мы потеряли. Не говоря уже о том, что мы вообще разные и по возрасту, и по полу, и каждый имеет в виду что-то свое. И как в этом мусоре можно построить судьбу или отношения? Поэтому для начала надо упорядочить систему знаний о себе, о природе, о человеке.
Я построил Славянский кремль, сотни и тысячи людей приезжают туда со всей России, здесь у них как будто пробуждается генетическая память. «Не буди спящего, накорми проснувшегося», – говорят буддисты. Не обязательно бороться со злом, надо делать добро в любом его проявлении, и со временем оно просто вытеснит зло.